Семь чудес Кыргызстана: чудеса строительства и архитектуры

Опубликовано Опубликовано в рубрике достопримечательности

[singlepic id=1144 w=200 h=150 float=left]Кыргызстан - край, созданный для различных видов туризма. "ВБ" подготовил серию материалов, рассказывающих о различных видах отдыха в нашей стране. Первая публикация была посвящена природным достопримечательностям республики.

Теперь "ВБ" совместно с ОО "Я отдыхаю в Кыргызстане" рассказывает об архитектурных маршрутах нашей страны.

Конечно, архитектурные памятники Кыргызстана не могут состязаться с шедеврами, например, Италии, Египта или, скажем, Греции. И все же они представляют значительную ценность как с точки зрения зодчества, так и в историческом контексте.

Кумбез Манаса

[singlepic id=1145 w=320 h=240 float=left]Архитектурное путешествие по республике следует начинать с кумбеза Манаса, который расположен в 22 км от Таласа.

Этот интереснейший памятник архитектуры - один из самых красивых и величественных мавзолеев, расположенных на Великом Шелковом пути. Кумбез сильно повлиял на развитие архитектуры по всей Центральной Азии.

Ученые утверждают, что построено сооружение как усыпальница Кянизяк-хатун - дочери эмира Абука.

Однако в народной памяти это место запечатлено как захоронение главного народного героя - Манаса. Легенда гласит, что мавзолей, которому нет равных по красоте и величине, возвела любимому мужу верная Каныкей. Чтобы сберечь погребенные вместе с Манасом сокровища, Каныкей велела сделать на мавзолее сбивающую с толка надпись, сообщающую, будто бы здесь похоронена посторонняя женщина.

Как бы там ни было, Талас - место культурного наследия Манаса. В городе есть музей батыра, великолепная парковая зона Беш-Таш, комплекс, посвященный народному герою.

Караван-сарай Таш-Рабат

[singlepic id=1146 w=320 h=240 float=left]Мировые туристические агентства предлагают множество маршрутов, знакомящих с Великим Шелковым путем. Естественно, они проходят и по территории Кыргызстана и обязательно включают посещение уникального архитектурного памятника Таш-Рабат, который располагается в живописном ущелье Кара-Коюн в 110 км от Нарына. Историки и археологи до сих пор не пришли к единому мнению, кто, когда и зачем построил в малонаселенной местности величественный Таш-Рабат - самое большое и сложное сооружение из камня, не имеющее сохранившихся аналогов на огромных пространствах от пустыни Гоби до Каспийского моря. Одни исследователи считают его христианским монастырем, другие уверены, что это был постоялый двор, третьи настаивают на его оборонительном значении. Сооружение Таш-Рабата приписывается и ревностному поклоннику ислама Мухаммеду Султану. С его именем связано предание, согласно которому он якобы приказал прибивать гвоздем чалму к голове каждого, кто не желает ее носить.

Историко-архитектурный комплекс в Узгене

[singlepic id=1147 w=320 h=240 float=left]Тем, кому интересна история древних могущественных тюрков - караханидов, обязательно нужно посетить Узген. Это один из древнейших городов Кыргызстана. В X веке Узген был столицей западного Караханидского государства. О том славном периоде напоминают три мавзолея, условно названные Северным, Средним и Южным, а также минарет. Памятники узгенского архитектурного комплекса называют энциклопедией караханидской культуры, потому что в них четко прослеживаются этапы развития как архитектурных форм, так и декора XI–XII вв. Сейчас, к сожалению, они находятся в очень плохом состоянии и требуют реставрации.

Мавзолей "Шах-Фазиль"

[singlepic id=1148 w=320 h=240 float=left]Историко-архитектурный комплекс "Шах-Фазиль" (находится в Ала-Букинском районе Джалал-Абадской области в 10 км от села Кербен) представляет интерес не только для любителей истории. Вообще непонятно, почему это сооружение до сих пор не стало местом паломничества людей с различными расстройствами репродуктивной функции. Дело в том, что "Шах-Фазиль" является единственным комплексом в Средней Азии, обнаруживающим следы древнего фаллического культа.

Позднее в состав комплекса вошли памятники разных периодов исламской эпохи: мавзолей Аламбердара XIX в., пещера святого отшельника, место казни 2 700 арабских воинов-шахидов Кыргын-Мачет, мечеть XVIII-XIX веков... Характерной чертой памятников является сочетание наружного аскетизма с богатством внутреннего декора, представленного орнаментальной ганчевой резьбой.

Комплекс "Бурана"

[singlepic id=1149 w=320 h=240 float=left]Пожалуй, это самый посещаемый архитектурный памятник в Кыргызстане. Его популярность объяснятся прежде всего близостью к столице.

Башня Бурана - это минарет ХI века, одно из первых построений подобного типа в Средней Азии. Первоначальная высота минарета составляла 45 метров. Сегодня высота башни составляет лишь 21,7 метра. Она была частично разрушена во время землетрясения XV века. Считается, что это развалины древнего города Баласагына – столицы каганата Караханидов, где Бурана служила постовой крепостью. Хотя существует легенда, согласно которой могущественный местный хан возвел минарет с целью уберечь в нем свою единственную дочь от предсказанного оракулом смертельного укуса черного каракурта, которых в этих местах водилось и водится множество.

Дунганская мечеть в Караколе

[singlepic id=1150 w=320 h=240 float=left]Это один из самых "молодых" архитектурных памятников на территории Кыргызстана и один из самых самобытных.

Возводили мечеть более 30 мастеров: резчики по дереву, каменщики, мастера-кровельщики во главе с мастером Чжоу Сы. В 1907 году строители приступили к заготовке материалов, которыми были тянь-шаньская ель, карагач и местный тополь, для отделки использовался орех. Подготовительная работа длилась около трех лет.

Мечеть в форме пагоды прекрасно вписалась в живописный местный ландшафт. Окрашенное в яркие цвета: красный, зеленый и желтый, с рельефами, изображающими мифических драконов и фениксов, сооружение до сих пор является образцом китайской храмовой архитектуры начала XX века.

Вообще, в Караколе три архитектурные достопримечательности. Это музей Пржевальского, дунганская мечеть и Троицкая церковь. Церковь расположена в месте, похожем на российские уезды XIX века.

Городище Кошой-Коргон

[singlepic id=1143 w=320 h=240 float=left]Экспедиционные работы и раскопки на территории этого городища велись уже независимым Кыргызстаном на деньги отечественных спонсоров. Хотя впервые Кошой-Коргон стал достоянием науки в 1859 году благодаря ученому Чокану Валиханову. Российский ученый-археолог XIX века Александр Бернштам считал его городом-крепостью и ставкой тюркских каганов. А его современник, востоковед Владимир Бартольд, выдвинул версию, что здесь располагался город Атбаш - центр пересечения многих торговых путей. В советский период наиболее значительный вклад в его изучение внесла экспедиция Кыргызского государственного университета под руководством Федорова и Москалева в 1980-1988 годах.

Городище Кошой-Коргон расположен в 12 км от села Ат-Баши. Представляет собой остатки существовавшего в VII-X веках на караванном торговом пути города-крепости, в котором находилась ставка тюркских ханов.

Согласно легенде, Кошой отстроил военное укрепление для защиты земель Кыргызстана от грабительских набегов со стороны Китая. В течение 29 лет стены крепости стойко отражали атаки врагов, пока из-за предательства жены Кошоя цитадель не была взята неприятелем. Так гласит легенда, однако в жизни все выглядело несколько иначе. Достоверно известно, что с незапамятных времен Кошой-Коргон был ставкой владык Тянь-Шаня – многочисленных кочевых тюркских племен, его расцвет пришелся на VIII-X вв. н. э. А в начале XII века город даже некоторое время был столицей одного из уделов Караханидского государства.

Источник: vb.kg

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *